Школа эстетического воспитания

Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член международной педагогической академии.


Основные научные труды за 2004-2009 гг
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез. 2011.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К. — М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: 2008. 112 с.
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: — 2008. (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» — // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, 2009.
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез. 2005
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10 п.л.
Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития. 2006. – 144 с. 76-90 с.
Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 120 с.
Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011. —
Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа — и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 192 с.
Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. (переиздание). 192 с. (15 п.л.)
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, №3, 2008 г. с. 14-19.
«Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: — 2008., №1. с. 6-15.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. — М.: Педагогическое общество России 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2007. 176 с.
Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. с. 72-84. (Совм. с Прищепой С.С.)
Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. №6, 2004. 0,4 п.л.
Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.)
Программа воспитания и обучения в детском саду — / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. Редактор программы. 13 п.л.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 2-е изд. испр. и доп. 106 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009. – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с.
Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2008. — — 128 с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 48 с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.)
Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. (Совм. с Размысловой А.В.)
Школа эстетического воспитания. М.: . Издательский дом Карапуз, 2006. — 418 с.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М., — 2008. с. 85-91. (Совм с Атякшевой Т.В.)
Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России 2005. (Совм. с Филипс О.Ю.)
Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М. 2004.
Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.

Монографии:
Формирование графических навыков у дошкольников. М: «Просвещение», 1970. Переведена на японский язык в 1972-74 гг.
Изобразительная деятельность в детском саду. М: «Педагогика», 1984 г.
Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М: «Педагогика», 1990 г.

Количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций под ее руководством
— 82 к.п.н.
— 5 д.п.н.
Описание научной школы
Научная школа Комаровой Т.С. начала складываться в конце 70-х годов XX столетия, когда ею была создана система занятий по изобразительной деятельности в детском саду для всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти союзных республиках СССР и опубликована в книге «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» — первое издание 1978 года, затем последовало второе и третье издание.

Школа эстетического воспитания формировалась по нескольким направлениям:
1.Художественно – эстетическое — воспитание — детей — дошкольного — и — младшего — школьного — возраста. Формирование — художественно — творческих способностей к различным видам — деятельности — детей — дошкольного — возраста — и — одарённости. —
Исследования в этом направлении были посвящены — кандидатская — и докторская — диссертации Комаровой Т.С. и более 50 диссертаций её — учеников в области — изобразительной, театрально – игровой деятельностей в условиях интеграции со всей воспитательно-образовательной — работы с детьми — в детском саду. Сюда же — относится проблема преемственности в обучении и — развитии детского — художественно творчества, разработка научно – обоснованных — пособий — для практических педагогов дошкольного, начального школьного и педагогов — дополнительного образования.
Школа — начала — складываться — в — конце — 70-х — годов — ХХ — столетия, — когда — ею — была — создана — научно – обоснованная — система — занятий — по — изобразительной — деятельности — в — детском — — для — всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти — странах — СНГ (бывших — союзных — республиках — СССР), и опубликована — — в — книге — «Занятия — по — изобразительной — деятельности — в детском саду» — первое — издание 1978 года (Издательство — «Просвещение»), — затем — последовало второе — и — третье — издание. Это было первое пособие в нашей стране для практических — педагогических работников. Книга была опубликована и переведена на Молдавский, Казахский, Киргизский и другие — языки. Пособие — востребовано — и — сегодня, — что — потребовало — преобразования его, в соответствии с требованиями времени и новыми данными, полученными в работах Т.С. Комаровой и её учеников, отечественных и зарубежных — педагогов — и — психологов.
Работа — в этом — направлении — включала и — подготовку — научных — кадров, — преподавателей — и — студентов — колледжей — и — вузов. — Научно – практическая — деятельность — осуществляется — и — по — настоящее — время. Это направление и дало название — научной — школе — Т.С. Комаровой — «Школа — эстетического — воспитания».
2.Организация и управление — в системе — дошкольного — воспитания: изучение — и — практическая — апробация осуществлялись одновременно с первым направлением, и — также нашло отражение в исследованиях (примерно 15 учеников — Т.С. Комаровой), что — позволило создать концепцию — управления в области дошкольного воспитания и образования. На этой — основе — осуществлена разработка программ по разным направлениям и подготовлено несколько книг (учебных пособий).
3.Третье направление охватывало изучение историю — педагогики, — педагогических — воззрений, — философов, деятелей — культуры, начиная — с — возникновения — теории — педагогики — Древней — Греции — и — по ХХ — век. По этому направлению разрабатывались образовательные — программы и курсы для студентов- осуществлялось руководство аспирантами — и — докторантами. — Особое — внимание — уделялось — изучению — истории — возникновения — и — развитие — идей — о — воспитании — детей — младшего возраста в России и за рубежом. Появление — и — развитие — первых — учреждений — для — воспитания — дошкольников — и — подготовки — их — к — школе. Это нашло отражение — в — защите — диссертаций — и — создание — научных — работ.
Все названные направления были взаимосвязаны, что способствовало углублению и — расширению — рамок — руководимых — учёным — — исследованиями.
Сегодня школа Тамары Семёновны Комаровой включает — 91 ученика, подготовленных ею кандидатов — и — докторов наук.
В число учеников этой школы причисляют себя многие практические педагоги, работающие по — пособиям, созданным Т. С. Комаровой. Ею опубликовано более трёхсот работ (монографий, — учебников, — учебно-методических пособий — для — колледжей, — вузов — и — детских — садов, — педагогов — дополнительного — образования — и — множество — статей.
В — течение — многих — лет — Т.С. — Комарова ведёт большую работу по — повышении — квалификации — практических — педагогических — работников, способствуя — тем — самым — внедрению — в — практику — работы — с — детьми — научно — обоснованных — подходов — к — воспитанию — и — образованию — многих — поколений — детей.
Новые — направления — в — работе — школы — эстетического — воспитания:
Школа — продолжает — расти — и — развиваться — за — счёт привлечения — к — научной — работе — педагогов — ДОУ, — студентов, — соискателей — и — аспирантов.
В 2010 году по инициативе — кафедры — эстетического — воспитания — и — её — руководителя — Т.С. — Комаровой — при — педагогическом — факультете — по — решению — учёного — совета — МГГУ им. М.А. Шолохова создан Инновационный — центр — «Новые образовательные технологии — и — творческое — развитие личности». Центр вызвал большой интерес среди педагогов и студентов. Уже сегодня в работе — центра — выразили — желание — сотрудничать более — 300 человек — педагогов и студентов. Особый интерес вызывает такие инновационные — проблемы как: «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном — образовании», — «Развитие — способностей и одарённости — у — детей». —