Педагогические технологии В.М. Монахова

Монахов Вадим Макариевич — Доктор педагогических наук, профессор- член- корреспондент АПН (РАО), зав.кафедрой Методики обучения и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова


Подготовил более 200 докторов и кандидатов педагогических наук.

Основные научные — труды:
Монахов, В.М. Программирование. Учебные материалы для факультативных занятий в 9-10 классах. — М.: Просвещение, 1970.
Монахов, В.М. Методические указания к учебным материалам для факультативных занятий в 9-10 классах по курсу «Программирование». — М., 1970.
Монахов, В.М. Векторные пространства и линейное программирование: учебные материалы для факультативных занятий в 9-10 классах. М.: Педагогика, 1971.
Монахов, В.М., Беляева, Э.С. Методические разработки по факультативному курсу «Математические методы в экономике. Линейное программирование ». — M. , I972.
Монахов, В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1974.
Монахов, В.М. Программирование и ЭВМ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. — М.: Просвещение, 1977.
Монахов, В.М., Беляева, Э.С., Краснер, Н.Я. Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978.
Монахов, В.М., Лапчик, М.П., Демидович, Н.Б., Червочкина, Л.П. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978.
Монахов, В.М., Беляева, Э.С. Экстремальные задачи: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1977.
Монахов, В.М. Структура целей обучения. Сб. научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования».- № 4. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
Монахов, В.М. Структура учебных планов средних профтехучилищ и проблема реализации единого уровня общего среднего образования. Сб. научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования». — № 6.- НИИ СиМО АПН СССР, 1980.
Монахов, В.М. Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки в средних учебных заведениях. М.: Педагогика, 1983.
Монахов, В.М. Единый уровень общего среднего образования, проект (переработанный вариант). М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1984.

Монахов, В.М., Гуревич Ю.В. Об одном методе системного анализа внутрипредметных связей // Математика в школе. — 1980. — № 2.
Монахов, В.М., Гуревич Ю.В. Оптимизация объема и структуры учебного материала. // Советская педагогика. — 1980.- № 12.
Монахов, В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула: Будрус, 1993. — 143 с.
Монахов, В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса, – Волгоград: Перемена, 1995. –152 с.
Монахов, В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса. — М.- Тула: ИПК, 1995.
Монахов, В.М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая технология академика В.М. Монахова. М.- Новокузнецк, ИПК, 1997.
Монахов, В.М., Никулина, Е.В. Изучаем технологию В.М.Монахова за семь дней. -Новокузнецк, 1997.
Монахов, В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.
Монахов, В.М. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональная школа», 1997г.
Монахов, В.М. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности, оптимизация проекта.- М.:, МГОПУ, «Альфа» 1998.
Монахов, В.М. Конструирование информационных карт развития учащихся. — Ульяновск, 1999.
Монахов, В.М., Мордкович, А.Г. Алгебра-7. Технологический учебник.- М. — Новокузнецк, НИПК, 1999.
Монахов, В.М., Нижников, А.И. Учебный курс «Математический анализ» в педагогическом университете: проектирование, тенденции развития, внедрение, результаты опытно-экспериментальной работы. М.: МГОПУ, «Альфа» 1999.
Методическая система изучения курса математического анализа (для педагогических университетов). Ч. 1 и Ч.2. / А.И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999.
Монахов, В.М., Руденко, Т.Б. Как осваивать педагогическую технологию В.М. Монахова. – Ульяновск, 1999.
Типичные ошибки и технология их преодоления /серия «Школа современного учителя» (авторская методика коррекционной работы по математике, русскому языку, информатике, физике, географии- 1 – 3 классы- 5 – 6 классы- 7-9 классы- 10-11 классы). — Ульяновск, 1999 (15 книг).
Монахов, В.М., Смыковская, Т.К. Методическая система учителя инновационной школы: функционирование, развитие, ориентация на формирование творчества учащихся. – Волгоград: Бланк, 2000.
Монахов, В.М., Исламгулова, С.К. Паспорт учебного процесса / приложение к журналу «Творческая педагогика». – Алматы, 2000 . (30 книг)
Монахов, В.М., Смыковская, Т.К. Дидактический практикум «Конструирование собственной методической системы учителя информатики». – М.:Альфа, 2002.
Монахов, В.М., Смыковская, Т.К., Плешакова, Е.О. Развитие методической системы преподавателя вуза в условиях освоения компьютерной технологии. – М.:Альфа, 2002.
Паспорт образовательного процесса по основным школьным предметам. — Волгоград, 2002. (32 книги).
Монахов, В.М., Бахусова, Е.В., Власов, Д.А. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. – М. – Тольятти: ВУиТ, 2004.
Монахов, В.М., Васекин, С.В. и др. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: Учеб. пособие. -Тольятти: ВУиТ, 2004.
Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. -Волгоград: Перемена, 2006.
Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г. о. Тольятти: монограф. сб. трудов науч.-практ. конф.- Тольятти: ВУиТ, 2006
Атлас технологических карт (по основным школьным предметам): Дидактические практикумы для студентов педагогического вуза. М.-Тольятти: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2007 (16 книг).
Монахов, В.М., Бахусова, Е.В., Олейникова, И.А. Педагогическая технология В.М.Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса: Липецк: ИРО, 2007.
Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.о. Тольятти: монограф. сб.к трудов II науч.-практ. конф. — М. -Тольятти: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.
Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве Кызылординской области: монограф. сб. трудов науч.-практ. конф. -Кызылорда: Тумар, 2008.
Монахов, В.М., Бахусова, Е.В. Технология реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке ИТ-специалистов: Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Современные информационные технологии и ИТ- образование», — М.:ИНТУИТ.РУ, 2009.
Монахов, В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Межд. науч.-практ. конф.. — М: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010.
Монахов, В.М. Методологические вопросы ИТ- образования, связанные разработкой технологий построения систем образования с наперёд заданными свойствами: Материалы Межд. науч.-практ. конф.-М.:ИНТУИТ.РУ, 2010.

В.М. Монаховым создана научно-педагогическая школа. Среди его учеников более 190 докторов и кандидатов педагогических наук. Он является членом четырех диссертационных докторских советов (два в МГОПУ им. М.А. Шолохова: 13.00.02 и 19.00.01 и в Волгоградском государственном педагогическом университете: 13.00.01 и 13.00.08).
Педагогические технологии В.М. Монахова состоят из 11 технологий, построенных по принципу рекурсии, т.е. в последовательности технологий каждая последующая технология — базируется на предыдущих.
1.Технология проектирования учебного процесса по любым предметам-
2.Технология проектирования методической системы обучения (по любым предметам)-
3.Технология проектирования учебной программы по предмету-
4.Технология проектирования собственной методической системы учителя «Я — учитель»-
5.Технология проектирования системы повторительной работы-
6.Технология проектирования учебника-
7.Технология проектирования системы коррекционной работы-
8.Технология проектирования учебного плана-
9.Технология проектирования образовательной траектории школы-
10.Технология управления образовательными системами-
11.Технология проектирования программы развития учебного заведения